vodolei_13 (vodolei_13) wrote,
vodolei_13
vodolei_13

Далёкие предки

...Однажды я вдруг поняла, что я ничего не знаю о себе, о своих предках, об истории... Нет, нас в школе учили, конечно, ещё как учили!.. А мне хотелось узнать, как , например, жили люди в нашей деревне до моих бабушек и дедушек, какие они были, чем занимались каждый день, что ели, что носили... Приоткрылась эта дверца для меня лишь недавно - слава интернету и открытым архивам!

Ну, если заходить с самого начала:  я - то ли из "мерян"... Меря - это древний народ,  принадлежащей к финно-угорской группе племён. То ли из славянских племён, то ли из их общей помеси: "...получилось смешение, которое в слиянии двух народностей в физическом и духовном отношении и дало в результате новую народность — великорусскую... Кроме массовых переселений финнов и славян время от времени вливались сюда отдельными струями народности, иногда совершенно им чуждые по крови и языку: варягов , половцев , татар , литву, поляков и других."  Так писали учёные в 1922 году.

Смотрюсь в зеркало: да, нахожу в себе весь этот коктейль и даже татарское что-то проглядывает )))
Впрочем, достаточно было посмотреть на восьмерых детей моей бабушки -там вовсю проявлялись гены далёких предков: и русые, и черноволосые, и кудрявые, и с непослушными отчаянно прямыми волосами, и курносые, и прямоносые, и скуластые, и узколицые...


g65.png






Некоторые представители славянских племён - реконструкция по останкам из захоронений.    
(кстати по ссылке можете развлечься - посмотреть как  могли выглядеть ваши предки)
     

...В 1628 году наше село уже было упомянуто в писцовых книгах,   т.е. сейчас ему уже более 400 лет. Считалось  оно селом (а не деревней!), потому что в нём была церковь. Сначала - деревянная, а потом - в 18в. на её месте построили каменную на средства помещика. Скажу сразу - построили на совесть: когда советская власть пыталась её снести - с первого раза не получилось.Поэтому сначала её просто разорили, сбросили колокол, втоптали в грязь иконы...  и хранилище в ней было, и клуб с кино и танцами, ну а потом всё же доломали... Бабушка говорила, что она очень крепкая была потому, что "яйца её держали":
-Сказывали - яйца в раствор ложили - потому крепко стояла...



..В 1895 году в селе проживало   244 человека: 99 мужчин и 145 женщин. Вот как характеризует крестьян из наших мест Императорская Академия Наук в 1767 году:
"...трудолюбивы, и кроме обыкновенных больших праздников, других не имеют. Весёлостей у них иных нет, как только что бабы собравшись на улице поют песни. В сторонния места из домов своих, кроме умеющих  плотничеству, никуды никто не ходит, а все прилежат к домашнему земледелию. Простой народ питается по большей части молоком и творогом, а притом горохом, семянем конопляным и деланным из него маслом, варением из грешневых круп каши, толокном, редькою, репою, капустою, свёклою, разными грибами и полевыми ягодами, а иногда и мясом. Болезней чрезвычайных здешние жители не имеют, опричь временных лихорадок и горячек. Лекарства никакого, кроме мочоной брусники, не употребляют. Народ имеет расположение порядочное и семьянист; а живут они обыкновенно от 60 до 70 лет."

В 1922 году о местных крестьянах учёные пишут так:
"... население  совершенно однородное в своей массе — типичное и коренное великорусское. Таким оно существует ряд столетий и представляет собою сложный этнографический тип. По физическому (антропологическому) облику — высокорослое племя с примесью, однако, роста ниже среднего и низкого, короткоголовое, среднелицее, среднешироконосое, с длинным туловищем и с ногами средней длины, по цвету волос и глаз — тёмного и светлого цвета. По духовным качествам — одарённое и способное, приученное изменчивой и суровой природой к периодическому чрезвычайному напряжению сил и воспитанное в чувстве постоянной неуверенности за судьбу своего существования, терпеливое и покорное, как все жители равнин, население в силу этих обстоятельств в лице типичных представителей крестьянской массы — двойственное по характеру: боязливо-осторожное и в то же время скупо-нерасчётливое, наружно-прямодушное, но в то же время недоверчивое и затаённо-подозрительное, пассивное, а вместе с тем легковозбудимое, изменчивое и непостоянное, как здешний климат, разобщённое и недружное."

И о говоре: "...Смягчённо окая, он в то же время сохранил в некоторых местностях аканье и отчасти цоканье..."
Выходит, и правда, что  даже в одном уезде, говор был неодинаков.

Оказалось, что наш "край был суров, но благодатен дарами своей природы":
"... Было множество озёр, болот, среди которых сухие места казались своего рода островами. Дремучий девственный лес и непроходимые дебри покрывали край сплошной стеной, прорезанной лишь реками и ручьями, да звериными тропами и только кое-где открытыми полянами. Самый климат был гораздо суровее и холоднее и постепенно, с удалением от ледниковой эпохи, менялся на умеренный и более тёплый.
Животный мир был богаче и разнообразнее. Кроме животных, оставшихся до нашего времени, в лесах времён палеолита водились громадные мамонты, питавшиеся хвоей, в XVI ещё веке туры — свирепые дикие быки, олени, козы, соболи, по рекам в своих причудливых хижинах обитали бобры, славящиеся своим драгоценным мехом. В дуплах вековых дубов (бортях) ютились пчёлы с запасами мёда и воска. Над болотами, озёрами и реками  носились тучи птиц, а в воде плескались стаи рыб."


природа
Кое-что от озёр, болот и лесов ещё осталось...

* * * * * * * * * *
Многое удивило меня поначалу: 18 век - жили 60-70 лет? Выходит, в этом плане с тех пор ничего не изменилось - у нас и сейчас столько же живут? Нас же учили, что они и до 50ти не доживали. А как же - тяжкое бремя крепостного права и помещичий гнёт?
Многое стало мне понятнее, когда я узнала ещё кое-что...



Продолжение следует...

Начало  Вот моя деревня!
Советские крестьяне
Деревенский говорок
Tags: Вот моя деревня!, Россия уходящая
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments