vodolei_13 (vodolei_13) wrote,
vodolei_13
vodolei_13

Categories:

Деревенская свадьба начала 20 века

Честно говоря, про деревенские свадебные обряды и обычаи  я ничего особенного не знала, кроме того, что молодые не расписывались, а венчались в церкви. У невесты - не фата , а "уваль" - так бабушка называла "вуаль". А деревенские колдуны и колдуньи  делали всякие мерзкие штуки, поэтому "ухо надо было держать вострО".
-А зачем они это делали? - спрашивала я.
-А им нечистый покоя не даёт, он  им постоянно нашёптыват всякий вред  добрым людям делать. Нас, когда венчаться везли, одна нам хотела дорогу перебежать - так дедушкин брат её как хватит кнутом - не суйся, мол.

Оказывается,  действительно, существовало такое на Руси
: "...чтобы испортить молодых колдуны переходили дорогу свадебному поезду. Поэтому тщательно следили, чтобы никто этого не делал."

Бабушка была старше деда на 2 года. Вообще-то, раньше  меня это удивляло, однако, оказалось, что такое явление в начале 20 века было нормальным - невеста была старше жениха, как и то, что 
браки  решались  родительской властью, а не сердечной склонностью. Уж не знаю,  как было у моих - кто решал, но дедушкиного брата (это я знаю точно) женили против воли: он подчинился, а в первую брачную ночь спать с ней не стал и ушёл к  своей любимой. Однако, дочку в этом браке они таки родили, но всё равно развелись, причём оба удачно: создали новые семьи, нарожали детей.
Обе семьи - бабушкина и дедушкина - были середняцкие, работящие, знающие всякие ремёсла. Бабушка - на все руки по женской части домашнего хозяйства, дедушка -  по мужской. Бабушка, говорят, красавица была, и в любом селе были рады, когда она на гулянье приезжала. Дедушка - богатырь, берёзу, говорят, с корнем из земли вырывал. Зачем? А не знаю: может для каких-то нужд крестьянских , а может, забавы такие были молодецкие, потому как силищи было немеряно. Не знаю, и не расспросила
почему-то об этом  ни бабушку, ни дедушку...

Вот какой-то фотограф запечатлел какой-то деревенский свадебный обряд: то ли сговор, то ли проводы красоты, то ли саму свадьбу.




Это сейчас молодёжь общается через социальные сети, ходит в клубы, в кино, в кафе,  а  раньше они собирались на посиделки  у  кого-нибудь  в избе.



"...Со школьного возраста и выше подростки собираются в «ровни» и проводят зимние вечера в поседках, где девушки прядут, поют песни, играют. Чем старше ровня, тем больше игры и времяпрепровождение их приобретает  интерес взаимного ухаживания полов. В разных углах уезда парочки называются — симпатиями, почётчиками, каморами и другим."


Перевоз приданого невесты в дом жениха. Владимирская губ. 1914

"...Свадьбы традиционно справляются по установившемуся исстари сложному обряду.
Действие открывается свахой, в случае успеха переговоров которой назначаются смотрины в доме невесты. За ними следует «сговор» или «запои», малое сиденье. Перед большим сиденьем справляется обряд провод «кросоты», далее накануне венчания происходит большое сиденье, заканчивающееся девичником. Невеста во всех этих случаях плачет, и смысл её причитаний сводится к тому, что она неволей отдаётся на чужую сторону и оплакивает свою девичью волю, а подруги девицы поют песни, обращённые к невесте и лицам, составляющим свадебный персонаж.

Утром перед венчаньем невеста идёт к заутрени, плачет на церковной паперти, потом у родительского дома и просит дать ей нагуляться «во-останные впоследние во девичьей своей кросоте». Перед венчанием происходит благословение, а после венчанья свадебный пир с песнями и пьяным разгулом. В продолжение двух-трёх дней идёт это веселье и сопровождается разными церемониями и шутками, вроде наказания свахи и прочего. По местам сохранился старинный обряд «юнин», справляемый молодыми в Фомино воскресенье.

Молодые после свадьбы прекращают посещение «бесед» или «посиделок», не участвуют в песнях и играх молодёжи своей ровни, а сразу круто и бесповоротно переходят в разряд хозяйственных членов семьи, которым следует думать не о гуляньи, а о деле. Свободная беззаботная жизнь остаётся позади, начинается новая — семейная, несущая с собой забо-
ты и усиленный труд сначала в доме отца, а затем после раздела в своём собственном. Большинство браков совершается в осенний и зимний мясоеды, ибо хозяйственно-экономические соображения не позволяют делать этого в рабочую пору. Но от этого же максимальная рождаемость приходится главным обратим на рабочие месяцы, что вызывает усиленную смертность младенцев..." (Из краеведческого очерка 1922г.)



Фото http://ljrate.ru/post/53/2889999



Продолжение следует...

Начало  Вот моя деревня!
Советские крестьяне
Деревенский говорок
Далёкие предки
Дневник крестьянина
Крестьянская одежда начала 20 века
Tags: Вот моя деревня!, Россия уходящая
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments