vodolei_13 (vodolei_13) wrote,
vodolei_13
vodolei_13

Categories:

Крестьянская семья

Я - единственный ребёнок в семье и в большой семье не жила. У меня - двое детей, а у моей бабушки их было восемь. Вернее так: родила она 11 человек, но трое из них умерло в детстве по разным причинам. Причём, никто не умер при родах, хотя в роддоме посчастливилось родиться только последней дочери - моей маме, уже в послевоенные годы. Всех остальных бабушка рожала там, где её заставал этот процесс. Вот тётушку мою он родила на ступеньках во дворе - там, где держат скотину (у меня так сразу возникают ассоциации с  рождественским вертепом).  Почти в каждой деревенской семье кто-то умирал во младенчестве, от болезни или по необъяснимым для того времени причинам. Часто дети тонули - притом, многие - в колодце. Конструкции у колодцев тогда были другие - низкие, опасные.

"Большинство браков совершается в осенний и зимний мясоеды, ибо хозяйственно-экономические соображения не позволяют делать этого в рабочую пору. Но от этого же максимальная рождаемость приходится главным обратим на рабочие месяцы, что вызывает усиленную смертность младенцев." (Из краеведческого описания 1922г.)
Именно так и получилось у моей бабушки - её первенец  умер, когда она работала по хозяйству. Причину в ту пору никто не выяснял - сейчас  это называют "синдром внезапной смерти новорожденных", а тогда говорили:"Бог дал -Бог взял".

Возрастной разрыв между старшими детьми и младшими в нашей семье такой, что старшие  годились им в родители, а их дети с младшей сестрой были практически ровесниками. Словом, тети, дяди и племянники играли вместе.  Моя бабушка успела понянчить и внуков, а вот правнучку лишь подержала на коленях - в то время "нянчили" уже саму бабулю - она не могла ходить. Большая семья почти никогда не собиралась вместе - все жили в разных местах, работали по разным графикам, имели свои семьи и свои проблемы. На золотую свадьбу, правда, почти все собрались.  Но всё же были два раза, когда съезжались все - сначала на бабушкины, а потом на дедушкины похороны... И знаете, я эти два раза запомнила на всю жизнь: такой общности и тепла я больше никогда не испытывала, хотя повод был трагичный...

Если для нас сегодняшних "папа, мама, я - счастливая семья" , то  в старину всё было иначе. Семьи жили кучно: и родители, и дети, и внуки, и снохи, и старики... все  вместе.

"Девку" (дочку) отдавали в чужую семью, а "робята" (сыновья)  жили при родителях со своими жёнами и детьми. Средняя семья по сведениям наших краеведов состояла тогда из  6,2 человека. "Большина" (или главенство) в такой семье принадлежало отцу и матери при взрослых женатых сыновьях. Главу семьи величали по имени-отчеству, всех остальных по имени и на "ты", детей - уменьшительными именами.

Жаль, что фотографий большой семьи у меня нет: основной архив хранился у родственников, но сгорел вместе с домом. И "патрет маслом" - тоже. По крайней мере, мои поиски пока безрезультатны.
А это мой прадед - глава большой семьи - Михал Петрович (Правильно, конечно, говорить "Михаил Петрович", но произносили и произносят (!) именно так). Рассказ о нём ещё впереди.

деревня - прадеды3

Обязанности в большой крестьянской семье распределялись так:
"...Отец руководит делами по раз заведённому порядку, распределяет работы иногда по совету с сыновьями. Мать-свекровь ведёт домашнее хозяйство: стряпает, распоряжается снохами, надсматривает за ними, как они кормят скотину, сама участвует в этом, летом спускает коров в стадо и прочее.
Заработок сыновей поступает «в дом» и передаётся отцу с матерью, у которых находятся на руках деньги. Но они тратятся не на всех членов семьи. Снохи в этом случае занимают особое положение. Им предоставляется в полное распоряжение ежегодный посев льна и своей пряжей, холстами или из приданого они должны содержать своих ребят." (Из краеведческого описания 1922г.)





Русские крестьяне, 1915 год
Фото http://www.rusoldat.ru/krestyanskaya-smekalka.htm.  Крестьянская семья 1915 год.

Из вышесказанного понятно, что ещё в те годы  матери должны были сами обеспечивать своих детей. Вот такая у нас на Руси традиция. Поэтому при выборе снохи большое внимание обращалось на её здоровье, физическую силу и, конечно, на хорошее приданое. Естественно, молодым хотелось "отделяться" от родителей - самим вести хозяйство и распоряжаться деньгами. И они отделялись.


Фото http://zabort.ru/blog/retro/15515.html    1911год.


Кстати, престарелые родители доживали традиционно с младшим сыном, которому и доставался их дом. Старики нянчили детей и помогали по хозяйству.


Фото  http://lol54.ru/other/95672-fotografii-krestjan-nachala-20-go-veka.html       1914г.
В 1922 году средняя крестьянская семья в наших местах уже состояла из 4,41 человека.

Мой дед, а тогда молодой парнишка, привёл мою бабушку-красавицу в родительский дом, где кроме них уже жили одна молодая семейная пара - дедушкин брат с женой (тот, который колдунью кнутом "хватил"),  и ещё один брат "на выданье", и ещё младшие дедушкины братья и сестры от 10 лет до 1 года (4 ребёнка) . Всего у прадеда  было семеро детей . Ну и конечно, - глава семейства - Михал Петрович  с женой. Вот как они жили там все вместе - я не представляю.

А в 1927 году трое сыновей с семьями отделились, в т.ч. и  наши "молодые". А главное  их богатство составляла перина - бабушкино приданое.  Многострадальная перина, кстати,  ещё натерпится от раскулачивания, но об этом - позже.



Продолжение следует...

Начало  Вот моя деревня!
Советские крестьяне
Деревенский говорок
Далёкие предки
Дневник крестьянина
Крестьянская одежда начала 20 века
Деревенская свадьба начала 20 века
Tags: Вот моя деревня!, Россия уходящая, мужчина и женщина, родительство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments