vodolei_13 (vodolei_13) wrote,
vodolei_13
vodolei_13

Category:

Школьное образование в Норвегии.

Система образования, её принципы и приоритеты, на мой взгляд, являются продолжением национального менталитета и  общественных ценностей в государстве.  Мне нравится норвежский подход к обучению детей: его неавторитарность, осмысленность получения знаний, индивидуальнй подход, равенство. Это созвучно норвежской жизни.

Вообще, всё государственное образование в Норвегии бесплатно, включая полное среднее образование. Главный принцип - всеобщее равное право и доступность для всех членов общества. В Норвегии существует единая школьная система, основанная на общем стандарте. Есть государственный учебный план.

Ну, вроде бы,  пока с нами очень похоже. А вот дальше...

Кстати, вот "первый раз в первый класс"  ведут норвежскую принцессу Ингрид Александру  папа с мамой - кронпринц Хокон и кронпринцесса Метте-Марит.

фото


Преподавание ориентировано на индивидуальное развитие способностей и навыков учеников.  Что это значит? Это значит, что ребёнок  ценен сам по себе и развивается так, как  определено природой, а не учебным планом. Здесь не будут  сравнивать его успехи с другими детьми, поднимать насмех,  а постараются сделать так, чтобы ученик получил необходимые знания в комфортном для него темпе и обстановке.  Поэтому у каждого ученика есть свой личный план домашней и школьной работы на неделю, который он составляет вместе с учителем.

Школьное образование в Норвегии некоторым нашим соотечественникам придётся не по душе: тем, кто привык соизмерять успешность и значимость в цифрах-оценках.  Так вот, в Норвегии, до 8 класса оценки вообще не ставят.  Вот представьте себе, что у нас отменили оценки - это ж как же без вот этого: " Два тебе, Сидоров, и завтра в школу без родителей не приходи! Где дневник? А голову ты дома не забыл?!"  Или вот  родителям как похвастаться, что у них дочь, например,  "круглая отличница"?  Вообще, многие наши родители растеряются: как теперь воспитывать, за что хвалить, за что "ремня всыпать", если нет дневника с оценками?

В Норвегии много внимания уделяется осознанности учёбы, осмысленности  - что я узнал? (а не какую оценку получил).

Вместо оценок в норвежских школах  есть другие понятия: "работа в команде", "обсуждение", "принятие решения". Уже с первых дней пребывания в школе детям прививается мысль, что личность каждого человека развивается лишь во взаимодействии с другими личностями. Поэтому учеба организована так, чтобы дети учились совместно оценивать последствия тех или иных решений.

Такие принципы воспитания , на мой взгляд,  формируют очень важные качества для дальнейшей жизни человека в обществе.

Одна из задач норвежской школы - сформировать у детей оптимистическую оценку собственных способностей. У нас - наоборот: "Сидоров, ты ж ЕГЭ не сдашь и никуда не поступишь! И даже дворником тебя не возьмут - гастарбайтеры уже заняли твоё место, Сидоров!" под дружный хохот класса, конечно...

Кстати, ещё одна удивительная особенность: в норвежских старших школах экзаменуют выборочно. О том, кто будет сдавать и какие именно дисциплины, учащиеся узнают за два дня до самого экзамена. Этих студентов выбирает Экзаменационный секретариат Норвегии, не располагая никакой информацией ни об учащихся, ни об их успехах в учебе.

А вы говорите -  ЕГЭ  -  тут вообще неизвестно кому "жребий выпадет".

После старшей школы многие поступают в университеты и  колледжи - поле их окончания выдаётся диплом о высшем образовании. А можно получить т.н. "рабочую специальность" ещё в школе. Тем, кто помнит УПК (учебно-производственные комбинаты) в советских школах  поймут о чём речь.

Принцесса  на уроке.


Обучение начинается здесь с 6 лет.

Принцесса вместе с другими первоклашками.
Видимо, норвежская "линейка".


Вот рассказ человека, живущего в Норвегии 10 лет (кстати, они с женой русские и дети у них "светленькие" и никакие карательные органы на их детей ни разу посягали):
Образование, мягко говоря, не напряжное. Основной принцип: нельзя лишать ребенка детства. До 7 класса ребенку не ставят никаких оценок и не задают домашнего задания - у ребенка детство, и нельзя его отнимать у ребенка.
И даже потом, когда ребенок идет в среднюю школу и учителя начинают оценивать его знания, невозможно даже в страшном сне представить ситуацию, когда школьный учитель орет на ученика, что он бестолочь, дебил и на фразе: "чтобы завтра же родители были в школе!!!" - ломает линейку о голову ученика стол.
Нет, тут это полностью исключено. Принципы позитивного воспитания продолжают работать и в школе. Если ребенок все делает хорошо, учитель может написать в его тетради: "Превосходно! Великолепно!". А если ученик дебил и полный ноль в предмете не успевает по предмету, то учитель может написать примерно так: "Хорошо, но тебе надо немного больше работать". В устах норвежского учителя это самое страшное ругательство.


Конечно, там есть свои проблемы, но мне искренне нравится такой подход к обучению ибо, если человеку "не дано", то сколько ни ори, не лупи ремнём, ни ставь двоек, ни пугай колонией для несовершеннолетних - жажды к знаниям и талантов не прибавится, а вот  неврозы, психозы и прочие душевные травмы обеспечены.

Конечно, механический перенос норвежской системы, например, в Россию невозможен: наши общественные ценности не позволяют: у нас отсутствует равенство - и в обществе, и в школе - достаточно посмотреть насколько в штыки принимается инклюзивное образование; у нас всё основано на авторитарности - и в обществе, и в школе - поэтому отними у учителя дневники, оценки, комиссию по делам несовершеннолетних (где, кстати, не положены психологи) и  пр. - и... впрочем, вы сами понимаете... Ну и наше понимание о том, что любыми путями родители "обязаны дать ребёнку высшее образование", на котором паразитируют разные-всякие непонятные вузы-самозванцы, которые за деньги как бы учат и выдают дипломы, а вернее "корочки", как говорят  в народе.  Паразитируют на этом родительском желании и сами дети, многие их которых буквально требуют с родителей, чтобы их "мотивировали" к хорошей учёбе... Интересно, что в Норвегии при поступлении в вуз, абитуриент должен  написать мотивационное письмо - зачем ему это надо и почему считает, что он справится с учёбой.

Многие наши соотечественники критикуют норвежскую систему образования за её "облегчённость", и хвалят перегруженную нашу - говорят, что "лишних знаний не бывает"... Я вот тоже так думала, но теперь мне нестерпимо жаль впустую потраченного времени и усилий на изучение  АБСОЛЮТНО не ненужных мне в жизни узкоспециализированных знаний и умений в области физики, химии, биологии и пр. Ну  не понадобилось мне вычислять "возможность рождения у крольчихи потомства с голубыми глазами и т.п. И конспекты Ленинских работ не перечитываю  - а огромная шишка-мозоль на пальце от бесконечной писанины не проходила несколько лет после школы. И зачем это было надо: строчить ночами, не досыпая? А вот на то, чем мне действительно нравилось заниматься, у меня времени не хватало из-за этой самой перегруженности.  Жалею, очень.

В конце концов, количество  знаний и умений  ещё не делает человека счастливым...  И уж конечно, не  учёба  и поступление в престижный вуз в угоду родительским амбициям... А если вспомнить, сколько мы всего выбрасываем из головы сразу после того, как сдадим экзамен, закончим школу, вуз и пр., то реальное количество знаний, оставшееся в нашей голове оценить трудно.


Дружественная школа в Норвегии
Средняя школа имени Нурдаль Грига в Норвегии.(Nordahl Grieg videregående skole),Берген.


Ну, а теперь  подробнее о школьном норвежском образовании...

В Норвегии 38 учебных недель - в отличие от наших 34 -  норвежские школьники учатся еще и в июне.

Система обязательного школьного образования в Норвегии предусматривает 13-летнее обучение (10 лет - начальная и средняя школы и 3 года - старшая). Почти все школы являются государственными и обучение в них бесплатное. Характерной особенностью является жесткое разделение возрастных групп.  Начальная, старшая начальная  и средняя  школы, как правило, отделены от старшей; за исключением малонаселённых районов, где подобное невозможно по объективным причинам. 

Так, в школу в одном из норвежских поселков ходит только один ученик – двенадцатилетняя Андрин. Все дело в том, что девочка – единственный ребенок в поселке, в котором проживает всего 18 человек.



В начальной школе дети учатся, как правило, с 1-го по 4-й класс, в старшей начальной - с 5-го по 7-й и в средней - с 8-го по 10-й классы.


Начальные и средние школы

В возрасте 6 лет дети поступают в начальную школу (Barneskole), где обучение, как правило, носит характер развивающих игр. Дети воспринимают базовые навыки чтения, письма, счета, начинают изучать английский язык.



Кроме портфеля, родителям покупать не надо ничего. Учебники, тетради, ручки, бумага, все необходимое для уроков труда, кулинарии и многое другое есть в школе в достаточном количестве.

Распорядок дня:
8.30-10.00 - первый большой урок.
10.00 - 10.15 - завтрак (бутерброды приносят из дома, а пакетик молока и какой-либо фрукт бесплатно выдают в школе).
10.15-11.00 - прогулка
(по понедельникам короткий день, в это время оканчиваются занятия, и начинается группа продленного дня - до 14.00).

Родительское собрание проводится один раз в начале года, чтобы обсудить предстоящие в учебном году воспитательные мероприятия и их количество. Два раза в год учитель приглашает родителей на индивидуальное собеседование, где рассказывает, как занимается их ребенок.

Начиная со второго класса, в программу вводятся такие предметы как математика, история, география, основы естественных наук.
В начальной школе 20 учебных часов в неделю:
математика - 4,
норвежский - 6,
природоведение - 1,
английский язык - 1,
и изобразительная деятельность, труд, физкультура, музыка - по 1-2 часа и религия - 2 часа.
Кроме музыки, учитель в начальной школе обычно дает все предметы.

Почему ведутся уроки религии? Верующих в последнее время мало, но школа в Норвегии была создана 250 лет назад на базе церкви, и сегодня изучение Библии похоже больше на предмет истории.


Осенью 2010 года стартовала программа помощи по выполнению домашней работы, чтобы помочь уменьшить социальное неравенство.

В пятом классе начинается преподавание социальных дисциплин.


Уже с первых дней пребывания в школе детям прививается мысль, что личность каждого человека развивается лишь во взаимодействии с другими личностями. Поэтому учеба организована так, чтобы дети учились совместно оценивать последствия тех или иных решений. Каждый ученик составляет вместе с преподавателем личный план домашней и школьной работы на неделю. Успехи детей учитель отмечает в конце каждого дня в специальной тетради и, если это необходимо, пишет родителям свои замечания.

С 1-го по 7-й класс в норвежских школах отсутствует такое понятие, как "оценка". Зато есть другие: "работа в команде", "обсуждение", "принятие решения". Лишь с 8-го класса ученикам начинают выставлять оценки. Появляются новые предметы - экономика, экология, бухучет и дисциплины, предусматривающие профессиональную ориентацию. Большое внимание уделено совместному планированию деятельности учащихся и преподавателей. На этом этапе главное - сформировать у детей оптимистическую оценку собственных способностей.


Дружественная школа в Норвегии
Средняя школа имени Нурдаль Грига в Норвегии (Nordahl Grieg videregående skole)

Интересной особенностью обучения в средних школах Норвегии стало стремление правительства внедрить информационные технологии в школьное образование, выразившееся в том, что во многих регионах страны официальные власти предлагают студентам общеобразовательных профилей ноутбуки бесплатно или по крайне низкой цене.


Старшие школы

Обучение в старшей школе доступно во всей Норвегии.
Закон, принятый в 1994 году, дает каждому человеку в возрасте от 16 до 19 лет право на трехлетнее образование в старшей школе.
 П
ериод профессионально-технического обучения в рамках старшей средней школы может быть продлен до 4-х лет с включением производственной практики в течение двух последних лет обучения.

В большинстве старших школ имеется два отделения: академическое (для дальнейшего получения высшего образования) и отделение профессионального мастерства (для получения рабочей специальности) . Нередко встречаются школы с дополнительным третьим отделением для учащихся-инвалидов .


Каждый имеет право быть принятым на один из подготовительных курсов, на который он подал заявление, и на двухлетнее обучение и практику по программе, основанной на материале подготовительного курса.

Начиная с осени 2006 г., учащимся старших школ будет предоставлен выбор направления их учебной и практической подготовки:


  • Спорт и физическая культура

  • Музыка, танцы и драматическое искусство

  • Дисциплина по специальности

  • Строительное и конструкторское дело

  • Дизайн и ремесла

  • Электротехника

  • Социальная помощь и здравоохранение

  • Средства массовой информации и коммуникации

  • Сельское хозяйство, рыболовство и лесоводство

  • Общественное питание

  • Сфера услуг, транспорт и связь

  • Техника и Промышленное производство

В первый год на изучение обязательных академических дисциплин отводится 30 часов в неделю. Дальше объем обязательных предметов уменьшается: на втором году старшей школы на обязательные предметы выделено 18 часов в неделю и 12 часов - на дисциплины по выбору, на третьем году это соотношение меняется еще раз - 14 часов и, соответственно, 16 часов.

Таким образом, студент старшей школы имеет возможность с каждым годом уделять больше времени тем предметам, которые его интересуют и которые он намерен изучать в дальнейшем в университете или колледже.

В норвежских старших школах экзаменуют выборочно.
Так, после первого года в старшей школе экзамены сдают в среднем 10% учащихся, после второго - 25% и по окончании - 50%. О том, кто будет сдавать и какие именно дисциплины, учащиеся узнают за два дня до самого экзамена. Этих студентов выбирает Экзаменационный секретариат Норвегии, не располагая никакой информацией ни об учащихся, ни об их успехах в учебе.

Список предметов, по которым школьники сдают экзамены, всегда постоянен. Это информатика, экономика, математика (устная и письменная) и английский язык. Из этого списка обычно выбирают одну или две дисциплины. В качестве выпускных при завершении старшей школы, добавляют еще два обязательных экзамена - норвежский язык и один предмет по выбору.

Весьма популярны в старших школах отделения профессионального мастерства. Здесь в течение двух лет изучают слесарное, столярное и строительное дело, а потом еще два года проходят практику на предприятиях. Только после этого молодые люди получают диплом об окончании старшей школы с присвоением профессиональной квалификации. Отделения профессионального мастерства пользуются большой популярностью, так как их выпускники всегда получают хорошую высокооплачиваемую работу. В процессе учебы ребята не только осваивают весь производственный процесс - от закупки дерева, его сушки, обработки и создания небольших мебельных гарнитуров, но даже сами строят дома. Так, на территории школы Шедсмо построено учащимися под руководством преподавателей 5 деревянных домов. В них расположены учебные аудитории и мастерские для занятий будущих столяров, дизайнеров мебели, строителей.



Сертификат о полном среднем образовании.

Успешное завершение любого курса, предусмотренного рамками системы старшей школы, ведет к получению сертификата о полном среднем образовании.

А. Сертификат о полном среднем образовании с присвоением рабочей специальности

При выборе курса профессионального мастерства и при его успешном завершении учащиеся получают сертификат о полном среднем образовании с присвоением одной из рабочих специальностей. Уровень компетенции/владения той или иной специальностью подтверждается экзаменом.

Вне зависимости от места прохождения производственной практики и выбранной модели по курсу профессионального обучения учащиеся сдают единый экзамен, позволяющий при положительном результате получить сертификат о присвоении одной из рабочих квалификаций.


В. Сертификат о полном среднем образовании, дающий право на поступление в высшее учебное заведение.

Данный сертификат должен отражать наличие двух компонентов:
1) завершение 3-годичной программы старшей школы вне зависимости от курса специализации;
2) наличие учебного минимума по следующим дисциплинам:
- Норвежский язык - 14 час/нед.
- Английский язык - 5 час/нед.
- Обществознание - 2 час/нед.
- Новейшая история - 4 час/нед.
- Математика - 5 час/нед.
- Естествознание - 5 час/нед.
Общее количество - 35 час/нед.



Народные школы

После окончания школы молодые люди могут продолжить обучение в университете или колледже. А можно провести год в народной школе.




В переводе с норвежского Folkehogskole (Folk high school) означает "высшая народная школа". Этот тип учебного заведения иногда называют "северным феноменом". Первая такая школа появилась 150 лет назад в Дании. Затем они распространились по всей Скандинавии, где сегодня их насчитывается около 400.

82 народные школы расположены в Норвегии, причем, как правило, вдали от городского шума и суеты. Каждая народная школа имеет свою специализацию. В одной делают акцент на спорте, туризме, иностранных языках и искусстве фотографии, в другой - на музыке и сценическом искусстве, в третьей - на социальных науках, педагогике и журналистике.

Но диплом такой школы - это не свидетельство о получении специальности. Несмотря на то, что около 30% выпускников после окончания школы сразу устраиваются на работу, остальные продолжают образование, диплом народной школы дает его обладателю дополнительные очки при поступлении в университет. В задачу народных школ всегда входило не столько обучение, сколько формирование личности и помощь в выборе профессии. Ведь молодой человек изучает здесь только те предметы, с которыми в дальнейшем будет связана его учеба в университете и будущая работа. Кроме того, много времени в таких школах уделяется общению, работе "в команде", проектам, походам, в которых участвуют вместе студенты и преподаватели.




Народная школа в Пасвике.
Ежегодно в школе учатся учащиеся и из России, которые приезжают в школу для изучения норвежского языка.
Помимо профильных направлений, которых у нас пять: фильми фото, конный спорт, езда на собачьих упряжках, охота и рыбалка, арктический туризм и норвежский язык для иностранцев — учащиеся могут выбрать и другие предметы: занятия в спортивном и тренажерном залах, греблю на каяке, плавание, музыку, уроки рисунка и живописи, спортивный театр и приготовление пищи. В школе есть собственное футбольное поле, специальная стена для тренировки альпинистов, плавательный бассейн, а также лыжня.


Школа Ромерике, расположенная недалеко от Осло  специализируется в области театрального искусства. Школа считается одной из старейших в Норвегии. В школе можно учиться на театральном, музыкальном, сценографическом факультетах, а также осваивать звукорежиссерское мастерство, искусство театрального грима или стать мастером в области театральной светотехники. Студенты ставят около 30 театральных спектаклей в год, причем все - от написания сценария до гримирования актеров - делают сами. Постановки показывают жителям близлежащих городков и учащимся школ. Кроме этого, ребята организуют различные экспозиции.



Поступление в вузы

Вступительные экзамены в колледжи и университеты в Норвегии отсутствуют и, по сути, при поступлении в вуз проводится конкурс школьных аттестатов.

* * * * *

Ещё по теме в моём ЖЖ:
Высшее образование в Норвегии
Директор норвежской школы отвечает на вопросы российских коллег


По материалам :
http://norginfo.ru

http://yastudent.ru/articles/2/0/423.html
http://www.russisk.org/forum/content.php/264-%CE%E1%F0%E0%E7%EE%E2%E0%F2%E5%EB%FC%ED%E0%FF-%F1%E8%F1%F2%E5%EC%E0-%CD%EE%F0%E2%E5%E3%E8%E8


Tags: Норвегия, общество, школа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 67 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →