vodolei_13 (vodolei_13) wrote,
vodolei_13
vodolei_13

Общество любителей велосипедного спорта начала 20 века

Вот она,  долгожданная фотография.
Не-знаю-какого года с не-знаю-какого мероприятия, но налицо велосипеды! И ретро велосипедисты!
Их много и все мужчины - 29 человек. Возможно это одно  из городских обществ велосипедистов-любителей,  клуб циклистов,  а возможно,  экскурсия велотуристов русского туристического общества?




1. На самом деле эта фотография большого размера  - этак сантиметров 50-60. Опознавательных  знаков на самом фото и паспарту мной  не обнаружено. Знаю, что фотография привезена из г. Армавира.


В 1880х гг. россияне увлеклись велосипедом. Велосипедисты мешали гуляющей публике и уличному движению. В Екатеринодаре (нынешнем Краснодаре) полицмейстер в 1898 г. запретил им ездить по тротуарам, а Городская дума издала в 1908 г. постановление, по которому передвижение на велосипеде разрешалось только лицам, выдержавшим испытание на умение свободно им управлять. Быстрая езда в черте города запрещалась.
В 1902г.  екатеринодарские велосипедисты объединились с поклонниками гимнастики и создав Общество любителей гимнастико-велосипедного спорта, которое имело в Городском саду специально отведенное место для проведения гонок и «различного рода атлетических упражнений»  Примерно в те же годы Общество любителей физических упражнений и велосипедного спорта появилось и в селении Армавир.
Поэтому, вполне возможно, что это фотография именно того самого общества. Тем более, что на заднем плане смутно проглядывают горы ?).

2. Ну, что ж, посмотрим на велосипедистов начала 20 века. Начнём с дальнего края.


3. Это середина.


4. И, наконец ближняя часть. В шеренге с велосипедами стоит 27 человек.


5. И ещё двое без велосипедов - лежат.  Организаторы? Руководители?


По внешнему виду членов велосипедного сообщества можно сделать вывод о его демократичности: здесь явно представители разных социальных слоёв общества, разных  профессий, разных национальностей, разных во возрастов. До конца 19 века велосипед был всё-таки привилегией высших слоёв общества, поэтому, скорее всего, этот снимок  начала 20 века.

Порывшись в дебрях инета нахожу следующее...
Из книги С. Н. Ктиторова "История Армавира (досоветский период)"
В конце XIX — начале XX в. в жизнь армавирцев прочно входят спортивные состязания и занятия физической культурой. В селении активно действовало Общество любителей физических упражнений и велосипедного спорта. Его задачей являлась всесторонняя забота о здоровье населения и особенно подрастающего поколения. Обществом проводились футбольные турниры, велосипедные гонки, организовывались курсы гимнастики. Руководитель общества доктор А. Н. Данциг неизменно выступал на учительских съездах с докладами о пользе физических упражнений для детей и работников умственного труда. В 1913 г. это объединение было преобразовано в гимнастическое общество "Сокол".

Возможно, на этом снимке есть и Акиба Наумович Данциг - доктор, член Общества попечения о детях, руководитель Общества любителей физических упражнений и велосипедного спорта. Мне не удалось найти его фото.  Акиба Наумович был расстрелян немцами в 1942 году в г. Армавире, видимо, из-за своей  национальности.

6.Вообще, интересно вглядеться в лица и одежду. Не говоря уже о самих велосипедах. Но, к сожалению,  качество не очень - и тем не менее...


7. Можно заметить, что присутствуют двое мальчишек, тоже с велосипедами.  Мужчины одеты все совершенно по-разному. Вот суровый мужчина в косоворотке и картузе соседствует с франтом при котелке и усах а-ля Пуаро.


8. Заметьте - кепки и шляпы были всевозможных фасонов. У некоторых наблюдаются галстуки.


9. А усы - практически у всех.


10. Да не практически, а у всех??? Вот это да!


11. Вот только у юноши слева - непонятно, есть усы или нет. Но он молодой -  ишшо, не наросло, может быть)


12. А велики какие!  Красивые, с блестящими сигнальными трубками! И фонарь?


13. И вроде бы все велосипеды новые?


===================================
Для справки
Еще в 1880 г., т. е. до изобретения полой пневматической шины, в Петербурге было создано первое в России общество велосипедистов, а в 1884 г. учреждено Московское общество велосипедистов-любителей. Стали появляться различные велосипедные общества и кружки и в других городах России. Эти первые малочисленные организации, состоявшие обычно из нескольких десятков человек, объединяли в основном состоятельных людей, имевших средства для приобретения дорогостоящего по тем временам велосипеда. Они проводили для своих членов коллективные поездки различной протяженности, обычно не более 200 верст, тем самым сближая велосипедистов-любителей и пропагандируя велосипед в жизни российского общества (Московское общество велосипедистов-любителей, 1892) .

Сведения о развитии обществ велосипедистов в России можно почерпнуть из выходивших в конце ХIХ в. журналов «Велосипедист» и «Циклист» в Москве и «Велосипед» и «Самокат» в Петербурге.

А журналом «Велосипед» началась подготовка к созданию первого в России объединения велосипедистов-туристов. Обсуждение устава будущего общества началось на его страницах в 1892 г., и только через три года появилось Российское общество велосипедистов-туристов, имевшее и второе, заимствованное с запада, название – Русский туринг-клуб. Его основной целью было «...содействовать развитию туризма вообще и туризма велосипедного в частности» (Устав Общества велосипедистов-туристов..., 1899).
Tags: 20 век - начало, Россия уходящая, велосипед, ретро, ретро-техника, ретро-фото, техника, фотоистория в лицах
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments