Category: литература

Category was added automatically. Read all entries about "литература".

фенек

А вы помните детские "политические" стихи?

100-летие С.Михалкова  как-то невзначай растормошило во мне детские воспоминания.  Будучи ребёнком я очень любила  стихи советских детских поэтов. И даже пыталась рифмоплётствовать, подражая им. И детям своим читала, и до сих пор не перестаю язвить   "в трусах на прогулку выходит Фома" по случаю их "нарядов" не по погоде...
Но мою память удивительным образом не затронула политическая составляющая некоторых  произведений - я их просто не помню. А вот недавно случайно наткнулась на стихотворение С.Михалкова "ЕСТЬ АМЕРИКА ТАКАЯ"... и чегой-то задумалась: какие стихи, будь он жив, написал бы сейчас?.. а ведь написал бы, наверное...


отсюда

Кстати первый вариант названия "Вот Америка какая!" ему пришлось изменить на более "осуждающее".

Collapse )
фенек

Домострой?

Ни разу не слышала, чтобы мои бабушка и дедушка делили меж собой дела на женские и мужские , а тем более выясняли отношения  по этому поводу  ты даже мусорное ведро не можешь вынести .  В патриархальной крестьянской семье разделение обязанностей между мужчиной и женщиной  проходило не по принципу "потому что я - мужик, а ты - баба" или потому что так в "домострое" написано, как многие считают, а исходя из трудности и опасности выполняемой работы. Весь самый тяжёлый физический труд приходился на долю мужчины.  Когда жена хлопотала по хозяйству,  муж не отдыхал на диване с бутылочкой пива...

 ...Ранним зимним утром, дед расчищал снег возле дома, приносил из колодца воды и собирался в лес - на заготовку дров. Рубили деревья, кстати, не как кому захочется и где придётся, а на отведённой лесничим делянке. Пройдя пару километров от деревни до колхозной конторы и выписав лошадь, надо было  запрячь её в сани на конюшне  и  только после этого можно было ехать.  В лесу надо было свалить несколько деревьев при  помощи топора, обрубить все ветки, закрепить стволы к саням,  связать ветки в пучки, доехать до дома и выгрузить это всё, а затем  отвести лошадь обратно  на  конюшню... распрячь, обтереть и т.п.
А затем ещё пару километров пешком  обратно - и ты дома... после этого бабушке даже в голову бы не приходило  в чём-то упрекнуть деда, а дед несмотря на усталость, ещё делал какие-то повседневные дела по хозяйству - кормил корову, вносил в дом  дрова для печки, ходил за водой...
...а завтра - опять в лес: за один день много деревьев не повалишь...


Фото http://vedkar.ru/blog/logvinenko/2216/sani    На лесозаготовках. Почтовая карточка. С фотографии В.И. Иванова. 1920-е годы

Впрочем, все мы с детства знаем про крестьянскую заготовку дров зимой. Помните?

Однажды, в студёную зимнюю пору,
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, подымается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.

Вот-вот, это ж  оно и есть:

Откуда дровишки? - Из лесу, вестимо;
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу.

Древесину  заготавливали именно зимой - потому что по лесу на гружёной телеге не выедешь, а по снегу на санях - прекрасно. Ну и кроме того, "зимняя древесина" лучше рубилась, была  равномерно просушена за счёт вымораживания воды (в отличие от сушки на солнце),  и меньше поражена вредителями.

Кстати, дед мой никогда не стеснялся  никакой работы: когда бабушка слегла, он доил корову, делал сметану, творог, а какие он мне пёк оладьи...ммм.. Наверное, у меня это от деда - я тоже не делю работу на мужскую и женскую, просто что-то я могу сделать, а что-то - нет...
Collapse )
Продолжение следует...


Начало  Вот моя деревня!
Советские крестьяне
Деревенский говорок
Далёкие предки
Дневник крестьянина
Крестьянская одежда начала 20 века
Деревенская свадьба начала 20 века
Крестьянская семья
фенек

Дневник крестьянина

Узнать, что крестьяне в 19 веке могли выиграть суд у помещика, издавать книги и самолично подавать прошение царю оказалось для меня потрясением,  сломавшим мою картину мира. В России нашего 2013 года это невозможно - прийти в парк, где гуляет Путин и подать ему прошение, так же как и выиграть суд у "помещика", да и книгу крестьянину  издать вряд ли удастся...

-Бабушка, расскажи как вас помещики угнетали, - спросила как-то я.
Бабушка перестала месить тесто и посмотрела на меня, как на дурочку. Она не знала, чему нас учат на уроках истории - она закончила свои 4 класса церковно-приходской школы ещё до революции. А мне, слушая рассказы учительницы, до слёз было жалко своих дедушку и бабушку. Я представляла этакого мироеда-помещика, который заходит на крестьянский двор - и  давай угнетать!.. а вот, как он это делал, я и намеревалась выяснить.

Однако, то, что я услышала вообще, не вписывалось в концепцию изучения истории в советской школе:
-Никто нас не угнетал. Хорошо мы жили, всё у нас было - ни в чём не нуждались. Кто не ленился - хорошо жил.
-Ну вас же революция освободила?
Бабушка, видимо, не понимала, откуда у меня такая "дурь" в голове:
-Революцию у нас одни лентяи поддержали... которые на печках лежали, не работали, а до чужого добра алочные были...  и храм они порушили... мешал он им...

"Алочные" - именно так говорила бабушка - это значит  "алчные", жадные.

Словом, тогда я ещё больше запуталась, а бабушка  смекнула, что советскому ребёнку лишнего знать не надо, и замяла разговор. Но он навсегда врезался мне в память. Однако, как проверить, что было на самом деле? Где доказательства из первых уст? Считалось, что крестьяне  - неграмотный тёмный люд, своих жизнеописаний не ведут, поэтому и правды "из первых уст"  мы уже  не услышим...

Тем более оглушительными для меня оказались факты, о которых рассказано в документальном фильме про  найденный крестьянский дневник. Сам фильм -  о крестьянине Ярославской губернии, чьи собственноручно написанные дневники приоткрывают нам настоящую живую историю деревенской жизни. Именно - из первых уст!  Дневник этот начат в августе 1885 года крестьянином Вонифатием Ловковым.



Более всего меня потряс даже не факт выигранного у помещика судебного разбирательства, и  даже не возможность личной подачи прошения царю, а то, что владение разорившегося помещика приобрёл крестьянин - односельчанин Вонифатия Ловкова!..

А вот многие факты об укладе российской деревенской  жизни  подтверждались и моими наблюдениями (уже в советское время, пока были живо дореволюционное поколение крестьян) - в частности, о недопустимости мата (за него при царе даже могли посадить на несколько суток), о взаимовыручке, о достаточной грамотности (в нашей деревне все старики в своё время учились в церковно-приходской школе, неграмотных не было), о деревенской общине и многом другом.

Это фотография В.Ловкова. Кстати, он и сам был заядлым фотолюбителем. Да-да, он был и кузнецом, и фотографом, и на гармошке играл, и переплётным делом владел, и переписку вёл по судебным делам...


Интересны записанные Вонифатием предсказания юродивой из монастыря, которые он сам тогда  понять не мог, но мы-то уже знаем, о чём речь...  

Найдите время, посмотрите фильм, очень рекомендую, хотя что-то может казаться спорным, но точно одно - потрясение гарантировано.



http://video.yandex.ru/users/ra-duga2012/view/63

Collapse )

Продолжение  следует...

Начало  Вот моя деревня!
Советские крестьяне
Деревенский говорок
Далёкие предки
фенек

Как страшно жить... в сказках! О смене морали, волке еврейства и победе матриархата.

Ох, уж эти сказочки! Ох, уж эти сказочники!
Какие недобрые они, оказывается. В детстве я  не замечала этих жутких подробностей - наверное восприятие было другое.  А, став родителем, я в ужасе, "тыча пальцем в книжицу", недоумевала, можно ли читать такое ребёнку?
Всем известный Шарль Перро в сказке "Мальчик-с-пальчик" пишет:
Как-то вечером, когда мальчики улеглись спать, дровосек присел с женой к огню и сказал:
— Ну, как нам быть? Ты сама видишь, мне детей не прокормить. А каково нам будет, когда наши ребятишки станут у нас на глазах один за другим умирать от голода? Давай лучше заведем их в лес и там оставим. Пусть уж разом погибнут все вместе, и мы не будем видеть их смерти. А может, им и посчастливится спастись — тут все-таки есть надежда.

Надо сказать, что Мальчик-с-пальчик вывел таки детей из леса. Но когда еда закончилась, родители "трюк" повторили, только дверь закрыли, чтоб умный мальчик не набрал белых камешков . А хлебные крошки, как мы знаем, склевали птицы.

Или вот: Ганс Христан наш,  знаменитый Андерсен, в сказке "Красные башмаки" пишет, что девочкам в церковь нельзя ходить в красных башмачках - может случиться страшное. И случилось!
Палач отрубил ей ноги с красными башмаками, — пляшущие ножки понеслись по полю и скрылись в чаще леса.

Надо сказать, что во Франции рубежа XVII–XVIII веков,  социальные различия в одежде были строго регламентированы. Не за похожий ли "грех" (любовь к красному цвету) расплатилась и Красная Шапочка?
Пишут, что в ранней версии этой сказки, натуралистично описывались сцены совращения несовершеннолетней.

кр ш

Кроме того, серый извращенец не просто сожрал старушку, а расчленил её тело,  приготовил кушанье, а из крови сделал напиток, переоделся в одежду бабушки и лег в её кровать. Когда пришла девочка, волк уговорил её это съесть. Прямым попаданием башмака,  им же была убита и бабушкина кошка, пытавшаяся предупредить девочку об опасности.


Collapse )


фенек

Двойное толкование

А на даче лежали старые журналы: "Здоровье", "Работница" и другие. Газеты попадаются тоже.
Беру как-то журнал "Работница" 90го года. 
И читаю стишок (в скобках мои мысли):
СБРИЛА БОРОДУ ДЕВИЦА  ( о ком это???)
И НАДУМАЛА ЗАВИТЬСЯ:    (?)
-ПРИЧЕШИТЕ ПОД ОВЦУ! -  (?)
ЭТО БУДЕТ МНЕ К ЛИЦУ.
     (!!!)

А ПОТОМ ЩИПЦЫ
НАГРЕЙТЕ
   (ужос!)
НА РОГАХ  КОНЦЫ
ЗАВЕЙТЕ!
     (?)

Вообще-то это оказались детские стихи  В.Берестова "Коза в парикмахерской".
Как же меняется наше восприятие текста в зависимости от реальности, в которой мы живём!

Раньше "девица  с бородой" нами воспринималась как некий шуточный замысел автора, загадка, которую он нам постепенно раскрывал. А сейчас догадки иного толка. Так же и с мультфильмом "Голубой щенок": "если всеми ты любим, быть неплохо голубым". 
Или песенка про "Волшебный клей"(Слова и музыка: Андрей Усачев)
Бывает так, что иногда
Приходит в жизнь твою беда.
Все сыплется, ломается и рвется.
Посуда падает из рук,
И навсегда уходит друг,
И кажется, что счастье не вернется.

Но слез не лей,
Но слез не лей!
На свете есть
волшебный клей...


А ещё у него есть песенка "Дедушка Кокос". ( А.Пинегин - А.Усачев )
...Он в тюрбане величаво,
Подпоясанный удавом,
К нам приходит с баобабом
И зимой и летом бос...
...И в набедренной повязке
кто устраивает пляски?
это милый,
это славный,
добрый Дедушка Кокос...
фенек

Детективноэ. Тёмноэ.


Представьте себе: приходите Вы  домой, а секундная стрелка на настенных часах исчезла.  А? Что подумаете? Барабашка? Изучаете ситуацию, находите стрелку  валяющейся на полу (циферблат открытый, без стекла). Ставите на место. А на следующий день - всё с начала...
Нет, это я не фантазирую, это я Вам рассказываю свою недавнюю реальную детективно-"необъяснимую" историю. А теперь кульминация: в один прекрасный день, придя домой, Вы с УЖАСОМ видите, что помимо отсутствия секундной стрелки, две остальных безвольно висят, указывая на цифру "6". А в ванной начали сваливаться со стен  всякие подвески. Что это: знак, что "ваше время на ЭТОМ свете истекло"? происки "тёмных сил"? госдеп? инопланетяне?
После недавних фотографий в лесу можно поверить во что угодно!
Борис Акунин в своём ЖЖ устроил бы конкурс на лучшую разгадку, но я этого делать не буду. Всё равно не угадаете.

Я решила вызвать охотников за привидениями остаться дома и таки посмотреть, что происходит. Во всём оказался виноват - не поверите!... Гарик-джан и компания: они где-то наверху так самозабвенно и от души крушили дом лупили стены , что содрогалось всё до первого этажа и звенела в шкафах посуда! Ну и какие стрелки это выдержат?! Это выдерживают только наши человеческие нервы.

Акунин отдыхает, щетаю :)))

Пы.Сы. Я не "розжыгаю" :) Гарик ни при чём. У Гарика - работа: сказал заказчик "стену снести" - он сносит.